2 сентября – день рождения выдающегося Cоветского актёра, достойного человека Евгения Леонова (1926-94).
2 сентября – день рождения выдающегося Cоветского актёра, достойного человека Евгения Леонова (1926-94).
Леонову покорялись самые разные кинообразы. К примеру, на начальном этапе его карьеры режиссёры использовали актёра в образах несерьёзного, подленького, малодушного человека: роли шофёра в фильмах "Дорога" и "Дело Румянцева".
Этот же образ, но в гораздо более безобидном и комичном варианте Леонов воплотил в фильмах "Улица полна неожиданностей" (милиционер) и "Полосатый рейс" (лже-дрессировщик).
Мне же, как большому почитателю детективного жанра, особо дороги роли следователя, ярко сыгранные Леоновым в фильмах "И это всё о нём" и "Длинное, длинное дело"; вроде бы это не его образ, однако всё равно получилось очень удачно.
Особенно в картине "И это всё о нём", где было целых 6 серий, требовавших от Леонова глубокого раскрытия образа капитана уголовного розыска, скрупулёзно распутывающего сложное дело, и это ему удалось прекрасно.
И, конечно, центральные роли, блистательно сыгранные Леоновым в "Джентльменах удачи" и "Большой перемене" – двух безоговорочно лучших советских комедиях, двух выдающихся шедеврах мирового искусства!
В первом случае актёр органично исполнил 2, а по сути, даже 3 роли: заведующий детским садом ("В цистерне, где мы ехали, случайно оказался цемент. Верхняя одежда пришла в негодность. Мне очень неловко... Прошу Вас, одолжите мне 19 рублей 40 копеек на 2 дня"), уголовник-рецидивист ("Пришить" бы вас, да возиться некогда") и заведующий детским садом, внедрённый к бандитам под легендой уголовника-рецидивиста ("Вежливость – лучшее оружие вора! Ты – на третьем, ты – на пятом. Выполняйте!").
Таким образом в "Джентльменах удачи" герой Леонова выполняет функции уже даже не следователя, а оперативника, внедрённого в банду – конечно, с поправкой на то, что это не настоящий криминальный детектив, а комедийный.
Незадачливый возрастной ученик вечерней школы, шофёр (снова) Степан Семёнович Леднёв из "Большой перемены" – ещё одного гениальнейшего фильма – тоже получился в исполнении Леонова очень гармоничным.
Учащийся 9 "А", посещавший школу вопреки запретам дочери, входивший в класс через окно, изучавший историю по "научному методу" и "не монтировавшийся с партой" – выдающаяся роль Евгения Павловича!
И скажите – только честно – сегодня, когда мы имеем пaвлa вoлю, мopгeнштepна и, я извиняюсь, дaню милoxина, разве не тянет с особой силой и искренностью воздать славу Советскому Союзу, чья социалистическая культура в больших количествах генерировала Личности уровня Евгения Леонова, Георгия Вицина, Эдуарда Хиля; Советскому Союзу, где вoлю, мopгeнштepна и милoxина на пушечный выстрел не подпустили бы к телевидению?!
В начале 70-х годов в СССР была развёрнута кампания по образованию рабочей молодёжи — тех, кто ушёл работать, не закончив среднее или даже начальное школьное образование. Советский рабочий класс должен был стать самым передовым и продвинутым, а без образования это было бы просто невозможно!
На производствах было введено ограничение — на высокий разряд и повышение зарплаты теперь могли рассчитывать не просто передовики, а передовики с аттестатом о среднем образовании. Фильм «Большая перемена», показывающий, что учиться интересно и весело, а станки можно легко совмещать с уроками, был частью этой кампании.
За основу сценария была взята биографическая повесть писателя и драматурга Георгия Садовникова. После окончания Краснодарского пединститута он год работал учителем в школе рабочей молодёжи. Преподавал историю нескольким классам — с пятого по девятый. Об этом опыте молодой преподаватель написал серьёзную повесть «Иду к людям», которую через десять лет после публикации и решил экранизировать режиссёр Алексей Коренев.
Садовников долго сопротивлялся превращению повести в комедию, но в конце концов сдался, и его сценарий сильно отличался от первоисточника. Например, герой Евгения Леонова в повести был женщиной — мамой Нелли. Дочь училась в девятом классе, а мама только в четвёртом. Любимец зрителей Ганжа был эпизодическим персонажем — хулиганистым подростком, который прятался от учителя в туалете. Тимохина, Люськи и любовного треугольника между Нестором, Полиной и Федоскиным в повести вообще не было.
Хотя повесть была биографической — мало у кого из героев были прототипы. Нестора Петровича автор, разумеется, списал с себя. У него был ученик, который чем-то напоминал Ганжу, и поклонница — будущая киношная Нелли Леднёва. Крупная девушка работала на стройке бетонщицей и всё время норовила проводить учителя до дома: «Вам одному будет страшно». Остальные персонажи были собирательными или выдуманными. Любитель танцев Ляпишев получил фамилию от секретаря райкома комсомола в Краснодаре, Петрыкин — от директора краевого драмтеатра, а Коровянская была названа в честь девушки, с которой у автора был короткий роман, но она собиралась замуж за молодого человека с такой фамилией…
Режиссёр Алексей Коренев сразу пригласил в фильм двух актёров — корифеев МХАТа Анастасию Георгиевскую и Михаила Яншина. Оставалось найти ещё пару десятков персонажей, в первую очередь — Нестора Петровича. На эту роль претендовали Михаил Кононов, Константин Райкин, Евгений Карельских и Андрей Мягков, и режиссёр больше склонялся к Мягкову. Однако актёр настаивал, чтобы в роли Светланы Афанасьевны сняли его жену — актрису Анастасию Вознесенскую. Режиссёр снимать её не хотел, и тогда Мягков отказался от роли. Учителем стал Михаил Кононов, хотя он с самого начала относился к роли прохладно, на съёмках со всеми ссорился и считал фильм проходным с «несуразным текстом и фантасмагорическими ситуациями».
Андрей Мягков пробовался и на роль Ганжи, но эти пробы были совсем неубедительными… Стать Ганжой предлагали Станиславу Садальскому, Александру Филиппенко и Юрию Векслеру. Векслеру сценарий не понравился, и он попросил вернуть его на киностудию свою жену — актрису Светлану Крючкову. Режиссёр её увидел — и сразу же позвал на пробы… Крючкова стала Нелли Леднёвой, а Ганжой — Александр Збруев, к которому этот герой приклеился на долгие годы. На съёмочной площадке этот актёр тоже помотал нервы режиссёру — он наотрез отказался носить рабочую робу, и его герой стал модником, разгуливающим по стройке в дорогой замшевой куртке.
До появления Светланы Крючковой на роль Нелли пробовались Наталья Гвоздикова, Ольга Науменко, Елена Прудникова и другие не самые известные актрисы… Саму Крючкову режиссёр сначала хотел взять на роль Светланы Афанасьевны — жены Ганжи. Именно с Александром Збруевым она и проходила пробы. Снимали сцену, когда Ганжа затаскивает Светлану в квартиру со словами, что за порогом они ученик и учительница, а дома — муж и жена… Крючкова так вошла в роль, что до крови укусила Збруева за палец. Пробы остановили и актёры разошлись по домам. Тем же вечером режиссёр позвонил актрисе и сказал, что утверждает её на другую роль.
Наталья Гвоздикова получила роль Полины. В одном из интервью актриса рассказывала, что Коренев был к ней неравнодушен, а она не отвечала взаимностью и из-за этого роль сильно урезали. Зато с Савелием Крамаровым, игравшем жадного Тимохина, она кокетничала с удовольствием, отмечая насколько не похож на своих героев этот умный, начитанный и интеллигентный актёр. На съёмках длинные светлые волосы актрисы прятали под чёрный парик. Это не было предусмотрено сценарием, но оказалось, что на съёмочной площадке собрались сплошные блондинки — Богунова, Крючкова, Азер, Касаткина…
На роль любительницы танцев Люськи пробовалась младшая дочь режиссёра — начинающая актриса Елена Коренева. Она не чувствовала в себе комедийного таланта, поэтому от роли отказалась, но её можно увидеть в эпизодической роли девушки в библиотеке. Старшая дочь Алексея Коренева тоже снялась в небольшой роли — Мария сыграла девушку с ребёнком. Вообще, в «школе» было много друзей и знакомых режиссёра — они сидели на задних партах в классе и играли в массовке.
В фильме есть несколько киноляпов. Самый заметный из них — это забинтованная то правая, то левая рука Ганжи. Прокол заметили на монтаже, но возвращаться в Ярославль на шинный завод, восстанавливать декорации медкабинета и переснимать всю сцену уже не хотелось, поэтому оставили как есть.
Внимательные зрители так же могут заметить, что Хогвартс школа меняет облик — в первый рабочий день Нестор Петрович проходит мимо квадратных окон школы, открывает глухую дверь и… оказывается в совершенно другом здании с застекленными дверями и арочными окнами.
По сценарию в фильме пел Григорий Ганжа, но утвержденный Александр Збруев оказался непоющим актёром. В начале съёмок режиссёр услышал пение из гостиничного номера Светланы Крючковой, где вечерами собрались актёры. Оказалось, что это пела сама Крючкова. Режиссёр познакомил её с композитором Эдуардом Колмановским, и специально для актрисы он написал знаменитый романс «Чёрное и белое».
В ходе сьёмок актёры так увлеклись, что по настоящему стали дружным школьным классом. Наснимали не на один фильм, а на целый сериал. Снятый материал так понравился руководству студии «Телефильм», что они выделили бюджет на четыре серии.
В процессе работы о съёмках новой комедии под названием «Приключения школьного учителя» написала газета «Вечерняя Москва». И случилось неожиданное… Редакцию завалило письмами учителей, которые были оскорблены тем, что серьёзную педагогику поставили рядом с легкомысленными приключениями и предлагают посмеяться над их тяжёлым трудом! За который получают, кстати, копейки!! А сколько нервов тратится на этих балбесов?! На своих времени не хватает!!!
Режиссёра и сценариста вызвали в Министерство образования и очень просили изменить название, хотя сами ничего крамольного в нём не видели. Они объявили конкурс среди съёмочной группы — за лучшее название дарили бутылку коньяка. Выиграл оператор Анатолий Мукасей, который первым произнес: «Большая перемена»! В большой перемене есть двойной смысл: это большая перемена как школьная перемена, и большая перемена в жизни.
Исполнитель роли учителя Нестора Петровича Михаил Кононов в своих мемуарах писал: «В многосерийке „Большая перемена“ был собран весь цвет четырёх поколений актёров, начиная от популярных народных до только что закончивших театральные училища. Мне приходилось оправдывать фантасмагорические ситуации и несуразный текст. О „Большой перемене“ много писали, и с успехом она прошла за рубежом. Вот такой силы таланты были в то время у нас. Любой бред в их исполнении выглядел милым и обаятельным, а главное — искренним».